Д.: Надежда, здравствуйте! В своем блоге вы делитесь различными ссылками на ресурсы, которые посвящены развитию детского мышления и творческому образованию. Как вы пришли к созданию таких тематических блогов? Как вы отбираете материал для них?
Н.П.: Я училась на историческом факультете, и, когда сталкивалась с чем-то новым и не очень понятным, нужно было находить и анализировать источники. С детьми примерно так же. Когда у меня появился ребенок, мне пришлось проштудировать историографию вопроса и прочитать все, что я посчитала нужным. И в какой-то момент я поняла, что родительские запросы к интернет-поиску всегда будут однотипными.
Существует информационный пузырь, где живешь ты и живут люди, похожие на тебя. Моя стандартная аудитория – это женщины от двадцати пяти до сорока пяти лет. У них один или двое детей. У них разные убеждения и разное отношение к воспитанию. Я не ставлю себе задачу переубедить кого-то, что детей дрессировать бесполезно, но обращаюсь к тем, с кем говорю на одном языке. И делюсь выжимками полезного и простого. У меня есть самые простые критерии для отбора информации: гуманизм высказывания, полезность и доказательность.
Мне интересно, как разнится родительская повестка в разных странах. Например, французская повестка была бы даже ближе российской аудитории, потому что до сих пор для Франции, например, актуальна тема применения телесного наказания в семье и даже в образовательных учреждениях. Французы считают, что если тебя папа не бил линейкой по рукам, пока ты делал домашнюю работу, то ты не вырос человеком. У меня много французских друзей, выросших в прекрасных семьях и получивших отличное образование. Все они воспитывались в очень строгих традициях семьи. До сих пор ребенка могут оставить без ужина, например, за низкие оценки в школе.
Или вот другой медийный рынок для родителей – американский. Он достаточно хаотичный, но именно он породил огромное количество родительских блогов самого разного формата, потому что в Америке люди редко стесняются обращаться к прессе или другому эмпатичному ресурсу, чтобы высказаться. Им кажется, что мы все имеем право на высказывание.
Д.: Как вы считаете, с чем связана такая разница в подходе и в традициях воспитания?
Н.П.: Всегда есть определенный культурный код. Он работает как база, но он не статичен, он меняется, где-то быстрее, где-то значительно медленнее. Для меня важно, когда мы воспринимаем ребенка как личность. Это в том числе определяет воспитание. Если с рождения воспринимать ребенка как человека, меняется отношение к нему. И если ты веришь в будущее ребенка, ты никогда к нему не относишься как к «малышу», «ребенку», «подростку». Нужно все время помнить о том, что ты растишь именно человека.
Принято считать, что мы, взрослые, знаем, как надо. Это очень удобная система воспитания. Но у этой системы есть определенные изъяны. Мы, взрослые, действительно знаем, как надо, но дело за тональностью и инструментами воспитания. Как мы это доносим до ребенка? С позиции силы? Дать подзатыльник – самая простая история. Экономит время, эмоции, ресурсы. Но это насилие, которое не оправдано и не работает.
Сейчас, с точки зрения новой этики, остро стоит вопрос восприятия насилия. Когда вы вместе с врачом держите ребенка, чтобы сделать ему прививку – это насилие или нет? Да, детям надо делать уколы, и сколько бы ты ни объяснял ребенку важность процедур, он все равно может сопротивляться. Задача родителя – снять риски для его жизни, приняв и разделив его страх. Вот это мне кажется важным.