П: Сегодня мы наблюдаем тенденцию, что образовательный контент становится более доступным: многие образовательные и культурные проекты открывают доступ к своим ресурсам бесплатно в период пандемии. Как вы думаете, как это повлияет на индустрию в будущем?
А. М.: Это же все не от хорошей жизни — большие институции пытаются таким образом не потерять зрителей, ну и самим себе придумать хоть какое-то осмысленное занятие на время карантина. Сейчас все театры и музеи на свете судорожно пытаются придумать онлайн-что-нибудь. Не уверен, что на все это есть такой же осмысленный спрос. Скорее, это такое взаимное подбадривание, отчасти инстинктивное. Тот невероятный вал бесплатных трансляций, который на нас обрушился, безусловно, может порадовать тех, у кого были и есть очень конкретные запросы (например, вы давно мечтали пересмотреть все постановки Чернякова), и фрустрировать всех остальных. При словах «оперная трансляция» у многих уже начинает нервно дергаться глаз — люди, которые пытаются работать на удаленке, кормить семью, следить за расписанием школьных уроков в Zoom и не сходить с ума, мечтают вовсе не о том, чтобы вечерком засесть за «Тристана и Изольду». Фразу «я не посмотрела на карантине ни одной оперы» сейчас произносят с той же интонацией, с какой раньше говорили «у меня дома нет телевизора».
Понятно, что после карантина все бесплатные ресурсы превратятся в тыкву и «Шаубюне» с Ковент-Гарден больше не будут радовать нас ежевечерними показами. Те, у кого есть силы и запал, могут пока повысить свою насмотренность. Интересно было бы узнать, сколько народу на самом деле включают эти трансляции. Возможно, в пламени карантина куется прекрасный новый зритель? Было бы здорово. Но мне кажется, люди сейчас немного о другом думают.
Возможно, за время пандемии появятся удобные онлайн-механизмы прямой связи между музыкантами и слушателями, и если они окажутся действительно полезными, то останутся с нами и после — и возможность домашнего концерта в онлайн, за который слушатели платят напрямую, станет реальностью. Но пока что-то такого не видно. И вообще-то все к этому относятся скорее скептически — и исполнители, и зрители. Это все временные меры. Хотя, конечно, впечатляющие. Концерты в пустом зале КЗЧ выглядят невероятно. Но хочется увидеть что-то еще — например, использование дополненной реальности и VR. Если есть программы, которые позволяют примерить к твоей комнате новый диван IKEA, то почему нет программ, которые усадят на твой старый диван голограмму Бориса Борисовича Гребенщикова с акустическим сетом?
А так индустрия, конечно, сильно пострадает — обанкротятся концертные промоутеры, отменятся фестивали, остановятся оперные копродукции, музыканты недополучат гонораров, везде будут резать косты и сокращать людей. Отделы планирования всех крупных театров сейчас в аду — отменились уже практически готовые премьеры, но просто перенести их на год невозможно, ведь это значит заново согласовать расписание всех участников, а они расписаны на несколько лет вперед. Это чисто логистически тяжелейшая история.
Первыми под удар попали солисты, у которых просто все отменилось. Казалось, что артистов хора и большие оркестры это не коснется или, по крайней мере, не так быстро. Но после того, как Метрополитен просто распустил и оркестр, и хор вместе с постановочной частью театра, стало ясно, что все в одной лодке.
Подозреваю, что под нож пойдут разные образовательные инициативы при крупных институциях, частные фонды сократят гранты, филантропы ужмутся. Произойдет коррекция гонораров и бюджетов. Культура станет беднее и, возможно, изобретательнее.