Д: Одна из ваших программ основана на уникальном жанре джаз-мугам. Есть ли у этого жанра особая философия?
Р.М.: Мугам — это древний жанр устно-профессиональной традиции Азербайджана. И вот это определение — устно-профессиональная — очень важно, поскольку устные традиции в основном не профессиональные, ведь они передаются из уст в уста. В мугаме же есть институция, он изучается на академическом уровне — в Азербайджане существует национальная консерватория, где изучается искусство мугама. Знаете, мы все воспитаны на западноевропейской философии, музыке и вообще искусстве в целом. И все наше сознание направлено в эту сторону, так что мы редко задумываемся, есть ли какая-то этому альтернатива. А она была и есть. Ренессанс возник на Востоке гораздо раньше, чем на Западе, в X–XI веках. И именно на расцвет эпохи Ренессанса приходится появление мугама как музыкального жанра.
Это совершенно иная философия, очень глубокая. Это такие пласты. Когда изучаешь тексты философов, поэтов, мыслителей Низами Генджеви, Хагани, Ширвани, то понимаешь, что за 2 тысячи лет практически ничего не изменилось. Человек так же смертен, он так же влюбчив, и все те проблемы, которые есть, все те грехи и соблазны, ничего не изменилось. Очень интересно, как об этих вещах говорят с другого ракурса. Это такой новый взгляд на мир, как они поют о любви, о расставании, я имею в виду ханенде — вокалистов, которые читают и исполняют мугам. Я переводил все эти тексты и приходил в восторг. И это во мне очень сильно отражалось. Я понял, что хочу исследовать мугам не только с практической точки зрения, но и с научной. Чтобы больше понять величие западноевропейских ценностей, нужно знать, какая этому есть альтернатива. И тогда по-другому осознаешь ценность и риторику всего.