Д: Расскажите нашим читателям, как вам пришла идея создания просветительского проекта о классической музыке Muzium.org? При первом знакомстве с ним создается впечатление, что это некий музыкальный аналог Arzamas – там также можно найти подкасты, лекции, интервью. Что вас побудило создать такой проект? М.Х.: Любопытно, что вы сравнили его с Arzamas. И Muzium, и Arzamas запустились в 2014 году, Филипп
(Дзядко, главный редактор Arzamas) тепло отзывался о нас в медиа, мы относимся друг к другу с нежностью, но не нашли пока общих точек соприкосновения.
Я по образованию — журналист, в музыкальном бэкграунде у меня только музыкальная школа, и то неоконченная. Переехав из Сибири в Москву и поработав на разных телепроектах, я попала в главную концертную организацию страны, Московскую филармонию. Я чувствовала, что это мой мир, мое призвание — но при этом не могла ответить на самые простые, базовые вопросы о классической музыке. Это меня тревожило, роняло самооценку, я не принимала серьезное участие в развитии ключевых проектов. Мне хотелось получить какую-то систему координат в музыкальной истории и теории, при этом не обучаясь несколько лет в музыкальном вузе.
В тот момент не существовало курсов, видеоблогов и других форматов о классической музыке, которые сейчас цветут пышным цветом. И я решила сделать собственный проект. В качестве главного спикера позвала своего отчима, музыковеда и специалиста в сфере зарубежной музыки Валерия Константиновича Сторожука. Оплатила съемки нескольких курсов. Один мой друг, ныне руководитель крупных IT проектов в Южной Корее, бесплатно собрал сайт с нуля. Другой помогал с монтажом лекций. Так потихоньку проект начал развиваться — на моем энтузиазме и с помощью заинтересованных людей.
У Muzium.org есть, чем гордиться: мы поработали с выдающимися музыковедами страны, сотрудничаем с Московской филармонией и с Universal Music Russia, успешно провели краудфандинг и собрали деньги на съемки проекта о русских композиторах «Знай наших». Подкаст «
Как полюбить оперу», который мы делаем, недавно попал в подборку
Forbes как один из лучших подкастов о театре. С другой стороны, я очень долго подходила к проекту без формулировки целей и задач, без бизнесовой гигиены, чураясь, как и многие коллеги в российской культуре, слова «маркетинг». Осенью я пошла учиться в Высшую школу экономики, получила некоторые знания и инструментарий. Решила, что Muzium должен существовать в формате freemium — выпускать бесплатный и коммерческий контент, чтобы прибыль от платного контента покрывала разработку бесплатного. В этом направлении мы сейчас и движемся.