Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства — это некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в сфере культуры, искусства и образования и платформа разработки методических рекомендаций для преподавания творческих дисциплин.
ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Марина Агафонова:
«Под влиянием музыки раскрываются новые таланты и способности, развивается интеллект»
Марина Агафонова
оперная и концертно-камерная певица, лауреат международных конкурсов, лауреат премии Верди Зальцбургского Фестиваля, солистка Москонцерта, эксперт в области вокальной музыки, автор концертных программ и детских познавательных абонементов
Расскажите о своем творческом пути. Когда вы поняли, что хотите развиваться именно в академической музыке?
Поняла не сразу. После окончания музыкального училища при Московской консерватории имени Чайковского меня пригласили в гастрольную поездку по городам Италии. Почувствовав себя уже не студенткой, а полноценной артисткой, которой аплодируют залы и аккомпанируют симфонические оркестры, я поняла, что это тот самый путь, который хочу пройти.
«Когда ребенок погружается в мир классической музыки, ему становится интересно в нем и хочется познавать его больше и глубже»
Но как все начиналось? Вы учились в детской музыкальной школе, но по классу «фортепиано». Повлияло ли обучение в музыкальной школе на выбор профессии?
Я, думаю, повлияло. Когда ребенок погружается в мир классической музыки, ему становится интересно в нем и хочется познавать его больше и глубже. Под влиянием музыки раскрываются новые таланты и способности, развивается интеллект. А фортепиано и сольфеджио – базовые знания для любого музыканта. Я очень благодарна моей маме и моим учителям в музыкальной школе, которые смогли направить мой талант в нужное русло. Навыки эти мне служат и сейчас.
«Снова начинает расти роль педагога, как наставника, поощряется индивидуальный подход к ученику в творческих профессиях»
Наблюдаете ли Вы какие-либо тенденции в музыкальном образовании в России?
Радует то, что среди учащихся обычных музыкальных школ можно встретить талантливых ребят, у которых может быть большое будущее. Спасибо их педагогам. Наблюдаю рост большого количества развивающих программ для детей и подростков в школах и колледжах искусств, фестивалей и конкурсов. Снова начинает расти роль педагога, как наставника, поощряется индивидуальный подход к ученику в творческих профессиях. Именно в области академического вокала увеличилось количество молодёжных программ при оперных театрах, появилось много лабораторий по развитию этого вида искусства. Также многие стали использовать онлайн-занятия как вспомогательные, на летний период, например. Про коллег могу сказать, что инструменталисты, конечно же, абсолютно все обучались в музыкальных школах, но вокалисты всё-таки не все, так как голосом обычно начинают заниматься гораздо позже, чем инструментом, и им приходится сложнее.
На что стоит обратить особое внимание в сфере музыкального образования?
На мастер-классы и концерты. Хорошо бы дать возможность музыкальным школам чаще приглашать опытных музыкантов. Живое общение музыканта, педагога и ученика может дать новое качество. И конечно, необходимо слушать много музыки в хорошем исполнении, посещать концерты. Всё это – важные этапы становления.
Одними из ваших популярных проектов стали познавательные интерактивные спектакли, ориентированные на детскую аудиторию. Как возникла такая идея?
Когда у меня родился ребенок, я задумалась о том, как познакомить его с миром классической музыки и оперным искусством так, чтобы ему было интересно и увлекательно. Тогда у меня появилась идея совместно с Домом музыки сделать детские познавательные программы, которые я назвала «Композиторы – детям».
Есть ли у вас любимая оперная партия? Что вы чувствуете, исполняя ее?
Назову несколько, потому что выбрать одну просто невозможно. Это партии Леоноры из оперы Верди «Трубадур», Татьяны из оперы Чайковского «Евгений Онегин», Лизы из оперы Чайковского «Пиковая дама» и Тоски из оперы Пучини «Тоска». Исполнение любой из этих партий требует больших голосовых затрат, вызывает сильный эмоциональный подъем, который, наверное, можно сравнить с победой спортсмена на Олимпиаде.
«Исполнение любого произведения требует большой предварительной подготовки»
Вы не ограничиваетесь рамками оперы, выступаете с разнообразными камерными программами и программами народных песен. Сложно ли перестроится на другой жанр?
Я очень люблю камерную музыку. Перестроиться не сложно, ведь я пою в той же академической манере. Но исполнение любого произведения требует большой предварительной подготовки. Народная песня – это тоже моя давняя любовь, и когда-то я даже записала диск «Белая берёзка» с ансамблем народных инструментов. Отзывы были самые восторженные, а многие коллеги даже предполагали, что я получила за его запись государственную премию.
«Я хорошо знаю свой голос и, в зависимости от того, что мне нужно исполнять, я выбираю характер работы»
Есть ли у Вас специальные техники и приемы для сохранения профессиональных качеств голоса?
Конечно. Техникой необходимо заниматься постоянно. Я хорошо знаю свой голос и, в зависимости от того, что мне нужно исполнять, я выбираю характер работы.
«Дети и есть наше будущее!»
Расскажите о планах на ближайшее будущее.
В планах новая серия концертов в Доме музыки, работа в ведущих проектах Москонцерта, сотрудничество с некоторыми современными композиторами и новыми площадками, много планов по оперным постановкам в Италии и, конечно же, детские познавательные концерты абонемента «Композиторы – детям», работу над развитием которых я сейчас ставлю в приоритет, ведь дети и есть наше будущее!